Главная > Блог > Ужас Аркхэма, сюжет в играх и Мёртвый сезон. Авторская колонка дальнего родственника дядюшки Мэтта

Ужас Аркхэма, сюжет в играх и Мёртвый сезон. Авторская колонка дальнего родственника дядюшки Мэтта

Сцена 1. «Кризис среднего возраста» или «Доктор, мы с женой давно не кидали кубик».

Многие из вас заметили, что Ужас Аркхема куда-то пропал и всех, в общем-то, интересует ровно два вопроса:

1) Где Ужас Аркхэма? (и мы ответим на этот вопрос в конце)
2) А что есть такое же? И мы ответим на этот вопрос немедля.

Сначала давайте разберемся с тезаурусом и что мы понимаем под «такое же». Если мы говорим про кооперативные игры, то Аркхэм не один такой. Если мы говорим про проброс кубов и рандом, то есть и такие игры. Если мы говорим про текст и генерируемый псевдо-сюжет, то и таких игр немало. Если мы говорим про многотомники правил, написанных максимально эзорерически, путано и непонятно, то таких игр действительно немного.

На замену Аркхему можно рассмотреть Древний Ужас, который действительно «полегче» Аркхэма с точки зрения количества технических действий, которые должен выполнить игрок. Но он всё ёще страдает от путаных правил, кучи исключений и общей строгости к действиям игрока. Я лично начал тайно презирать обе этих игры и даже немного ненавидеть. Даже если у меня находились друзья, которые сами хотят играть в него, то постоянные паузы игрового процесса, вызванные проверкой очередного исключения и правила, перепланирования хода, паралич от попытки просчитать и удержать всю информацию в голове, меня в итоге добили. Ведь я являюсь владельцем коробки, я знаю правила лучше всех, я являюсь хранителем книги эзотерических правил, и референс гайда и часто задаваемых вопросов. У меня в закладках несколько форумов по нему и я готов за максимально краткое время найти ответ на очередной вопрос. От меня ушла жена, пока я защищал докторскую диссертацию по толкованию правил аркхэма, но зато мою экспертизу признает множество людей на просторах интернета. Я ворочаюсь ночью, в поту, шепча что-то нечленораздельное, похожее на хрип. Мне снится Ужас Аркхэма. Я кидаю двадцатигранник, на каждой стороне которого стоит по цифре от 1 до 20, он кружится в воздухе и падает, показывая -1. И все его стороны теперь одинаковы.

Сцена 2. «У меня нет друзей» или «12 д20 Оушена»

Я начал играть в Древний Ужас но вскоре устал от постоянных напоминаний правил, от забывчивости моих друзей, от их невозможности уяснить, что ход состоит из двух действий, но что эти действия не должны повторяться. От того, что магазины работают только в городе, пока в нем нет монстров. От того, что кассы на поезд есть только в местах с железной дорогой. От того, что информацию по культисту можно увидеть на карточке Древнего. От того, что сначала чек по мозгам, потом только по силе. Что ты получаешь урон по разнице твоих успехов и указанного на монстре параметра. Что улику нельзя просто подобрать, а нужно тянуть карту из специальной колоды и читать ее исход. Лечиться ты тоже не можешь, пока монстры в городе! В конце нескольких партий я заключил, что мои друзья — конченые идиоты, не способные запомнить очевидных вещей, которые еще легче, чем в Аркхэме! Да и даже если их можно было собрать ранее, то теперь это становилось все более проблематичным. Приезжали с опозданиями, либо находили какие-то дела постоянно, которые мешают им приехать. Я пытался им нарисовать тот прекрасный мир, что ждет их, когда мы поместим их мозг в футляр и покажем все красоты безграничной вселенной, но они либо пугались, либо их одолевала апатия.

В какой-то момент что-то сломалось во мне. Я попробовал Пандемию. Воротил нос ранее, поскольку это же такая простая игра, да еще и без такого литературного наследия. Кубики убираешь с поля и даже не рискуешь персонажем, пфф! Но каждую игру все за столом говорили мне: а давай еще! Еще! А теперь сложнее! Они сами хотели играть и получали удовольствие. Все помнили ее простые правила и то, как она функционирует. Никому не надо было листать рулбук или звать меня, стоило мне отвлечься, чтобы осуществить фазу хода игры. И все наслаждались этим темпом, понятностью, простотой и скоростью партии. А я был счастлив, ведь я снова был окружен своими друзьями,
которые улыбались и сами приходили ко мне в гости и требовали еще. И еще. Я купил все дополнения на русском языке и заказал Пандемию Наследие, которая хоть и ширится разными дополнительными правилами и сложностями, но делает это постепенно. В любом случае я снова вспомнил в чем главный прикол настольных игр — в улыбках друзей.

Но Пандемия не передает страха за своего персонажа, например. Не сказать, что братья Ужасы это делают успешно, ведь страх — это что-то из животного мира. А где животный мир и где математическое осознание того, что один из параметров вот-вот приблизится к нулю. То-то же! Робинзон Крузо работает с этим гораздо интереснее. ***ПЕРЕПРОВЕРИТЬ*** Ты вытягиваешь карту приключения и если не можешь ее пройти, то ты ее добавляешь в основную колоду — незавершенная проблема потом к тебе вернется. И ты даже знаешь каким образом и с какими потенцальными последствиями. Вот он саспенс! — как говорят эти ваши англичане — Вот он тэншн! Ну и с параметрами там проще. Решил основательно ползать по кустам и собирать еду? — Ок, никаких проблем. Но если ты решил побыстрее успеть и еду собрать и еще чего-то поделать, то изволь кидать кубик. Оп, лазил по кустам и в глаз тебе ветка попала, спиши хит — всё просто. Никаких «кинул шесть, четыре успеха. У него мозг три плюс два. Шесть минус четыре… А, у меня есть книжечка, я ее использую. Это шесть минус пять. Один списываю. Тааак… А, теперь ведь я его бью. Ноль успехов. Эхх…» Еще Робинзона роднит с Ужасами плохо написанные правила. Йеее! Но они всё-же проще, при том, что сама игра никак не уступает по глубине — просто меньше возни.

Сцена 3. «Доктор, у меня нож в спине» или «История одного предательства»

Я однажды писал об игре Shadows over Camelot и тех отличительных чертах, которыми она памятна. Напоминаю, что это была первая кооперативная игра, в которой сразу была прописана роль предателя. Игроку могла достаться эта роль, но совершенно необязательно. Один этот факт преображал игру удивительным образом, ведь осознание того, что кто-то из нас лишь может оказаться предателем, сильно меняет перспективу и создает атмосферу подозрительности. Игроки более заинтересованы следить за ходом других игроков — чисто на всякий случай. Одной из проблем кооперативных игр, особенно таких, где темп очеь медленный, зачастую является послеходовой сон — сделал ход и можно прилечь, чай попить, почитать новости, а потом спросить всех, что произошло и как лучше сходить. Может это быть от низкой игровой культуры, но бывает, что иначе просто невозможно — глаза сами слипаются под чей-то тихий ропот: «Тест на книжечку минус один, у меня пять — это четыре выходит. Три успеха. Эмм… Ага, это я нижнюю читаю тогда. Тра-та-та, тест на мозг минус один. У меня один, автоматически провалил. Ну, я задержан полицией, короче.» Прям безудержное веселье и ощущение приключения! Единственный раз, когда струны моей души колыхнулись и я почувствовал страшную музыку миров Лавкрафта был, когда Силас Марш осознал и принял свое предназначение. Вот это да! «Вот эта паварот!» — как говорят в одном популярном ролике. И в этом я нашел и потенциал для отыгрыша, и трагедию и сюженую арку. Всё было в этом моменте. Потому что нет мне дела до Пита мусорщика. Да, он здоровый, как бык и брутальный, ну и что толку? Мне он изначально неинтересен, да и если умрет он, то я буду опечален лишь тем, что потерял шмот и время на прокачку статов. Потому что, сама игра, хоть и кокетничает и заваливает меня разными типа-сюжетными текстами, на самом деле пускает пыль в глаза. Ведь Пит Мусорщик в первую очередь — это набор статов. Потому что этих статов очень много и это единственное, через что я им управляю. Да, все мы хотим, чтоб этот монстр франкенштейна, сшитый из кучи разных игровых механик ожил. И многие из нас, передвигая маркеры на картонке персонажа, говорят что-то вроде: «он начал бегать по утрам, поэтому у него сейчас этот стат вырос». Потому что ролевой элемент как бы. Но сколько ты не пытайся делать вид, что оно живо, оно будет оставаться мертвым. Просто некоторые научились создавать почти что театральную иллюзию танца с трупом, как будто бы это живой человек.

И тут на свет выходит игра с какой-то индивидуальностью в коробке, хоть и выполнена она в самом забитом и затертом жанре ныне — жанре зомби апокалипсиса (коль уж мы заговорили о трупах). И она приходит к нам, выучив уроки и выполнив домашние задания: она в большей степени про трупы, но и они живы, да и сама игра жива. Правила ее довольно просты, последовательны и понятны с первого прочтения. И игра нам говорит: у каждого из вас, кроме задачи выжить совместно, есть скрытые задачи, которые могут поставить колонию под удар из-за жадности игрока, например. Или просто потому что он проклятый предатель, сошедший с ума социопат или же просто алкаш который любит подворовывать у других. И даёт она это все в руки игрокам и тем самым задает возможный прогресс от игры к игре. Ведь мы не просто учимся играть с вероятностями и заведовать какими-то параметрами наиболее эффективно, мы пытаемся понять кто свой, а кто нет. И на какие жертвы готов пойти игрок, чтобы удостовериться в сохранности колонии. Мы можем поднять голосование и выгнать кого-то из нашего убежища по каким-то соображениям. Может быть мы его подозреваем в предательстве. А может быть нам просто не хватает еды, а персонажи эти нам не столь приятны и дороги. Сами персонажи гораздо интереснее, потому что они все не тянут на героев. Пит Мусорщик может надавать огромной кувалдой по морде Ктулху (и я сам видел это своими глазами). Эти же несчастные даже перебежать с места на место не всегда могут успешно. И они не сказать, что ущербны, они просто какие-то более приземленные что-ли. Да и вокруг зомби, отсутствие отопления и многих удобств жизни сегодня. Ты их можешь потерять. Кого-то тебе будет сильно жалко, кого-то, может быть и нет. Но сам этот факт, что смерть ходит совсем рядом и даже дышит холодом и рычит по ночам, ломая баррикады, тоже меняет перспективу. Но я могу попросить другого игрока о помощи, я могу попросить у него какую-то карту, которая может решить мою проблему. И здесь гораздо больше взаимодействия типа игрок-игрок. Игра эта не имеет комплекса нарцисса, которого вытерпят лишь истинные культисты, взаимодействие которых происходит исключительно через этот самовлюбленный картон.

Так всё-таки: где Ужас Аркхэма? Где та незабываемая игра с невероятными поворотами и сюжетом? Где тот богатый сеттинг, который будто бы сочится из каждой карты? Где король кооперативных игр для серьезных настольщиков? Не хочу разбивать ваших сердец, но король мертв. Он умер после того, как его укусил зомби. Точнее, после того, как его застрелили из шотгана, вскоре после укуса. Но, послушайте меня: дайте пройти времени и вы увидите, что никакой он не король и им никогда не являлся. Он просто носил его костюм и выдавал себя за короля, умело играя эту роль. Вскоре вы узнаете, что короля вовсе не существует. И вам станет легче.

Товар добавлен в корзину. Спасибо!