Новости

Кладовой три года!

Ура! Праздник начинается!

Читать новость

08.09.2017

О рынке, пророках и поросёнке

Настало время серьёзных разговоров

Читать новость

01.09.2017

Послушайте старика

Дальний родственник дядюшки Мэтта срывает покровы и изобличает пороки

Читать новость

28.08.2017

Маршруты двух столиц в Кладовой!

Авторские экземпляры нашей третьей игры, раньше всех.

Читать новость

14.08.2017

Отметим переезд!

Акция на Вайнера, 9.

Читать новость

Все новости
Главная > Блог > 7 чудес: за и против

7 чудес: за и против

В Кладовой существует множество споров и обсуждений вокруг игр и того, чем же они хороши. Мы решили поделиться своими мыслями по поводу одной такой игры. Обсуждают: Г — автор множества текстов Кладовой и С — автор множества текстов Кладовой.

Г: даже не знаю с чего начать… Как насчет того, что 7 чудес — это плохая игра? Я люблю занимать крайне спорные позиции и пытаться удержать их 🙂
Да-да, те самые 7 чудес, которые наполучали кучу наград еще 6 лет назад. Те самые 7 чудес от Антуана Боза — довольно известного и талантливого дизайнера настолок. Те самые 7 чудес, которые рекомендуют, как первую игру и чуть ли не на каждый случай жизни: «от двух до семи игроков» — говорит нам коробка, убрав одну руку за спину и скрутив пальцы, потому что она нам нагло врет с самых первых секунд нашего знакомства! По-моему неплохое вступление 😉

С: 7 чудес — хорошая игра. Одна хорошая механика, доведённая до идеального блеска. Она играется легко и недолго, вы всегда сможете сыграть ещё партейку. Это почти что игра для вечеринок на гик-посиделках, только вместо того, чтобы узнавать друг друга алко-фантами и хихиканьями, у вас будет кое-что получше: как кто из вас делает дела и принимает решения. И вместо толканий локтями у вас будет изящное евро-взаимодействие: я выбираю карту для себя и лишаю её оппонентов. Инь и янь. Впечатляющее масштабирование — от 2 до 7 игроков — к этому современные игры подбираются только теперь, а в 2010 это было просто уникально. А тонкая настройка под разное число игроков — это очень серьёзный труд, который вызывает большое уважение.

Г: С двумя игроками там двойное преступление совершено на самом-то деле. Потому что да, формально можно так играть, но этот костыль, который он туда вводит, слишком неудобен и крив. Игроки по очереди играют за третьего виртуального игрока. О да, Антуан, восхитительная идея. Спасибо, что только за одного, а не пяти! Но это все ладно. Сами семь чудес берут очень простую, концептуально, механику драфта — выбрал-передал, выбрал-передал — и начинает ее утяжелять. А можешь выбросить еще карту за монетку, а можешь еще сунуть под пирамидку (но да ладно), а затем: чтоб построить что-то тебе нужно проверить есть ли у тебя ресурсы и можешь ли ты их купить. А я играю первый раз — я не знаю какие ресурсы мне нужны и давай каждый раз проходить эту проверку по ресурсам: «а эту карту могу, а может эту?» — и это убивает темп.
Я вообще считаю, что механики утяжелять не надо вообще. Вот есть плейсмент, допустим, и его хватит. Можно добавить новых механик вокруг него, можно еще что-то сделать, но утяжелять саму механику — это убивать усваеваемость игры. Вот поставил я человечка в каркассоне и вот мой ход. А нет, давай-ка я проверю есть ли у меня ресурсы. А подожди-ка! Это же Герои Темных Земель выходят, но они — я по опыту знаю — гораздо легче воспринимаются, нежели 7 чудес. Утяжеление механики я имею ввиду. И еще: если тебе нужно рисовать матрицу значений в правилах, то наверное стоит задуматься о более легкой модели получения очков. Потому что это не интуитивно, не запоминается и остается в состоянии непонятого. Но как я могу играть, если я не знаю какая комбинация карт и что мне принесет?

С: Костыль?! В таком случае Коднеймз (Кодовые Имена — прим. ред.) костылирован ничуть не меньше. А в соло-режимах тебе вообще дают виртуального оппонента! Выбрал-передал, взял себе — лишил оппонента — концепция игры «через казачка» идеально поддерживает общий принцип. На двоих нужно больше взаимодействия!
Утяжелять?! О нет. Что может быть проще сбора сетов? Большая часть карт в первой эпохе строится бесплатно, а то, что последующие карты приносят всё более крутые эффекты — это динамика, которая исключает монотонность на протяжении игры. И да, за это придётся платить ресурсами. Я не знаю, как можно сделать драфт проще. Разве что собирать покерные комбинации, но это уж слишком для игры такого формата, м?
Нет, тебе не нужно идеально понимать, сколько ты получишь победных очков, а общие принципы предельно просты. Эта игра умудряется воссоздать «Войну и Мир», настольную Цивилизацию — с экономикой, торговлей, войной и культурой — при помощи только лишь набора карт! Просто запрыгивай и жми на все кнопки подряд: построй то, что тебе нравится, и потом попытайся развить своё преимущество. С каждым ходом твоя цивилизация всё больше приобретает уникальный облик, и единственное, о чём тебе нужно думать — что лучше всего подходит именно тебе. А если кто на последний ход ставит игру на паузу на полчаса, чтобы высчитать дополнительное победное очко… Да никто таких не любит. И такие игры не любит. Да тут этого и нет. Просто посчитай все военные карты, или коричневые шахты у себя и соседей. Что же до ресурсов — на твоих картах есть символ камня? А шёлка? Это единственные вопрос, на которые тебе нужно ответить, выполняя «проверку по ресурсам».

Г: Сразу виден игрок, который давненько не открывал коробку 7 чудес, да еще и в компании с новичками 🙂
Даже допустим, что Кодовые Имена костылированы, с чем, я уверен, многие не согласятся — это не извиняет 7 чудес.
Да-да-да, умудряется воссоздать «Войну и Мир», цивилизацию со всеми плюшками. Я и не говорил, что нет. Я говорил, что тут либо одно, либо другое. Либо я делаю цивилизацию карточную, которая попроще, либо я делаю игру для всей семьи, в которую легко влиться. Либо я делаю игру с двух до семи игроков, либо я беру игроков в заложники, заставляя их мастурбировать картон. «Вы можете провести романтический вечер при свечах, вдвоем» — говорю я — «тет-а-тет. Только не обращайте внимания на труп в углу. А убрать его нельзя». В таких условиях действительно *можно* провести вечер, но с дополнительным элементом преодоления. И вряд ли это можно будет назвать романтическим. Так же и здесь.

Теперь, возвращаясь к легкости и простоте. Я назову игру, в которую можно с удовольствием играть без точного знания и видения стратегии. Каверна! Впрочем, почти любая от Розенберга… Вот я вижу кучу клеток-действий и знаешь что я могу сделать в свой ход? Занять любую свободную! Никаких дополнительных проверок «а могу ли я», «а хватит ли у меня». Да, есть просто неэффективные ходы, но они абсолютно легальны. И там никогда не возникает варианта, что я не могу ничего, кроме чего-то одного, когда ход игрока становится технической формальностью. А 7 чудес этим грешит, особенно, если игрок не особо уследил за тем, какие карты он брал. И это, я считаю, непростительно, для игры, которая хочет быть гейтвеем.

С: Главная претензия, которая у меня есть к 7 чудесам — это их ненаглядность. Ты берёшь карты, я беру карты, ой, всё? Кто-то победил. Почему? Но этим грешат многие евро-гейтвеи, тот же Каркассон. В этой игре есть навык, и он важен. В новейших играх ты можешь играть по наитию, и выиграть, решая текущие игровые задачи. Но что касается развития внутри партии, тут 7 чудес сияет. Я даже не знаю, что карта, которая идеально ляжет в мою стратегию, существует, и вот она у меня! И прошла через несколько рук, ведь она подходит именно мне!
Любая хорошая игра для разного уровня знания игры выглядит совершенно по-разному, и это абсолютно верно для 7 чудес! Сначала ты строишь то, что тебе нравится — и да, ты можешь взять любую карту, здесь нет провальных ходов! — и учишься создавать ресурсную базу. Потом думаешь о том, что берут оппоненты. А потом начинаешь понимать, кто склоняется к какой стратегии и понимаешь, куда стоит делать уклон тебе. Всё, как мы любим — многое в малом!

Товар добавлен в корзину. Спасибо!